Учеба в Италии: пары и экзамены

Учеба в Италии: пары и экзамены

Вторая заметка Екатерины Савченко о своей учебе в университете Калабрии. Коротко про учебные занятия, экзамены и систему оценки студентов. Почитайте.

Учеба в Италии детали

Наконец дошли руки, чтобы написать второй пост. На этот раз подробно об учебе и экзаменах на юге Италии. Итак...
Официально все занятия длятся 2 часа, чаще всего с 9 до 11, потом с 11 до 13 и т.д., но поскольку здесь считается совершенно нормальным для преподавателя и студентов прийти на 15 минут позже, а в середине почти всегда предполагается перерыв, то в итоге все равно пара идет примерно 1,5 часа, как у нас.

Почитайте первый пост: Учеба в Италии: про университет и окрестности

Вот так выглядят аудитории, предназначенные для крупных потоков студентов (обычно бакалавров):

Пары в Италии

Чаще всего между 2-3 занятиями в расписании делается большой перерыв с 13 до 15 часов, чтобы студенты и преподаватели могли покушать. Я за это время иногда успеваю вернуться домой, сварить суп, поесть его, прибраться в комнате и снова прийти на пары:)

Отдельного упоминания заслуживает местный интернет. Он здесь просто отвратительный — на территории университета есть несколько точек wi-fi, но из-за большого количества пользователей работают они крайне медленно, часто глючат, а до многих домов, где живут студенты, просто не доходят. Любопытно, что даже если тебе повезло, и дома у тебя компьютер подключается к вай-фаю, это еще не означает, что ты будешь им пользоваться: нужно получить официальный логин и пароль у соответствующих служб университета, которые могут работать, например, с 10 до 13 часов только по пятницам, не давать этот вожделенный пароль из-за отсутствия у тебя нужных документов (которые тоже можно оформить только с 10 до 13 часов по четвергам с другими необходимыми документами, о которых ты не знал. Ну вы поняли...) или просто отсутствия нужного работника в данный момент. И! Даже если пароль тебе выдали, очень велика вероятность, что он не будет работать, так что не обольщаться не стоит. В общем, это Италия, просто Италия, притом ее юг, к таким вещам приходится привыкать.

Кстати, недавно по этому поводу шутили с моей одногруппницей из Вьетнама. Она рассказала, что когда только принимала решение, ехать ли учиться в университет Калабрии, ее преподавательница (то ли мудрая, то ли очень хитрая женщина, все никак не разберусь), сказала ей, что здесь «идеальные условия для обучения». Ну что ж, с этим не поспоришь, — когда возможности посидеть в интернете и банально почитать новости, а уж тем более загрузить фильм нет, когда добираться до ближайшего небольшого городка или единственного торгового центра нужно сначала пешком до остановки 15 минут, а потом на автобусе 20 минут, — то да, ничего кроме учебы уже не остается. Я тут уже матан, теорию вероятности и мат.статистику от скуки повторила и немного подучила 🙂 Условия для учебы созданы идеальные, это так!

Теперь самое интересное: экзамены. Баллы выставляются по 30-балльной шкале, что в соответствии с международной системой перевода оценок (придумал немецкий вуз много лет назад) представляет собой по нашим стандартам:
от 0 до 17 — неудовлетворительно,
от 18 до 21 — удовлетворительно,
от 22 до 25 — хорошо,
от 26 до 30 — отлично.
А еще можно получить 30 «с отличием» — здесь это называется «30 con lode».
Однако есть интересная особенность по сравнению с нами: если студент хочет получить красный диплом по итогам обучения, то все его экзамены должны быть оценены как минимум на 28 баллов (информация не 100%, но слышала об этом от нескольких студентов-итальянцев). Почему так, не знаю.

Каждый учебный год в университете проходит не две, как в России, а целых 5 сессий («apello»): в январе, феврале (зимние), июне, июле (летние), потом в сентябре (осенняя, соответственно). В прошлом году добавили еще дополнительную шестую сессию в ноябре для так называемых «хвостов» (например, нужно довольно срочно что-то досдать перед защитой диплома, но ей могут воспользоваться и обычные студенты, кому до выпуска еще далеко). В каждую сессию будет назначена дата экзамена для всех предметов, которые у тебя были в этом или предыдущих семестрах, поэтому студент по своему желанию может выбрать любую или даже все подряд даты, если результат сдачи его каждый раз не устраивает. Кстати, это не такая уж и редкость: поскольку итальянские компании обращают внимание на оценки в дипломах (удивительно, правда?), итальянцы стремятся получать высокие оценки и могут по несколько раз сдавать один экзамен. Я тоже один раз воспользовалась этой возможностью: предмет «Количественные методы в финансах» я с первого раза сдала только на 19, но со второго удалось пересдать на 26. Странно, что иногда экзамены по двум предметам в одну сессию могут стоять прямо друг за другом или даже в один день (!), но никого это не удивляет. Ниже поймете, почему.

На первый взгляд кажется, что такая система очень расслабляет — и действительно, многие бакалавры вместо положенных 3-4 лет учатся по 5-7 лет и больше, а магистратуру закончить за 3 года считается отличным результатом, — но на самом деле это не совсем так. Экзамены, на мой взгляд, проходят построже, чем у нас, списывать не принято, поэтому готовишься на полную катушку. В среднем среди итальянцев принято готовиться к одному экзамену 3-4 недели (но русские все равно по привычке делают это 1-2 недели, не больше), поэтому они спокойно раскидывают все экзамены на приличные расстояния друг от друга, часть могут перенести на следующий год или вообще к концу обучения. Отсюда и «лишние» годы обучения. Редко кто-то из местных студентов сдает все предметы подряд в первую сессию (январь, июнь).

Из-за такого подхода к подготовке русских студентов иногда называют поверхностными. В целом я, пожалуй, соглашусь с этим, поскольку мы действительно настолько глубоко к экзаменам не готовимся по сравнению с итальянцами, но с другой стороны — а такой ли уж это недостаток? Короче, вопрос открытый и очень спорный.

Но вообще у меня сложилось некое впечатление, что к иностранным студентам часто относятся немного снисходительнее на экзаменах — например, дают учить только часть материала. Тогда как итальянцу могут спокойно задать прочесть 3-4 книги по одному предмету и спросить абсолютно все что угодно из них (если время позволяет, могут спросить вообще все). Вот такая у них расслабляюще-стрессовая система сдачи экзаменов.

На самом деле могу сказать, что учиться правда сложно именно из-за того, что мы к подобной системе не привыкли (разве что врачи и физики, наверное). Обычно мы за несколько дней пробегаем в общем материал по предмету (и зачастую учебник один, максимум два, ведь так?), а потом идем на экзамен, зачастую еще и надеясь на личное обаяние. Здесь же так прокатывает нечасто. Я, не сдав последний экзамен с первого раза, пошла сдавать его во второй раз аж через месяц, и могу сказать, что к моменту окончания этой длинной сессии — фактически с 5 января по 2 марта — у меня уже подергивался нерв под глазом 😉

А вот скрин с моей электронной зачетки:

Зачетная книжка в Италии

Эту программу недавно заменили на новую, старая была уж очень убога. В ней же нужно регистрироваться на экзамен (а как еще препод узнает, в какую дату вы придете на экзамен?)

Кстати, по личным наблюдениям преподаватели очень редко дают абсолютно те же задания на письменном экзамене (с устными таких сложностей нет), как было в первую дату, поскольку прекрасно понимают, что студенты фотографируют задания и передают остальным. Это совершенно логично, но нет — некоторые студенты, особенно иностранцы, готовятся к абсолютно таким же заданиям, не думая, что главное понимать именно теорию. В общем, смухлевать здесь непросто.

Правда, есть и другая крайность: на экономическом факультете здесь практически не пишут курсовых (как на других факультетах, не знаю), поэтому когда по финансовой эконометрике нам задали проект (50% оценки), многие итальянцы были в шоке и в полной растерянности готовили его 2-3 недели, месяц (а ведь это не курсовая даже!). Иностранные студенты (вьетнамцы, африканцы, один парень из Ирана, я) управились меньше чем за неделю. Кому интересно — проект в языке R, в целом довольно стандартный (ARMA/ARIMA, GARCH модели, в моем случае была VAR, причинность по Грэйнджеру и коинтеграция). Потом уже втором семестре преподаватель по другому предмету спросил, что мы думаем по поводу того, чтобы 30-40% оценки составлял проект (в Excel или тоже в R), одна из итальянок ответила (цитирую):
— У нас уже был проект по эконометрике, и я вообще не знала, что делать, как выбрать тему, с чего начать. Я даже не знаю.

Еще очень интересно, что здесь не обязательно сначала закончить бакалавриат, чтобы попасть в магистратуру. Ты спокойно можешь начать посещать предметы в магистратуре и в это же время досдавать предметы из бакалавриата, писать диплом, защищаться. Насчет ГОСов я так и не поняла — есть у них что-то подобное или нет. Кажется, зависит от факультета или кафедры. Логично, что раз курсовых они почти не пишут, то местный бакалаврский диплом — это практически русская курсовая, 20-30 страниц. На него дают времени 1-2 месяца (даже тему ты выбираешь незадолго до этого!), притом к этому моменту у тебя должны быть сданы все экзамены. Среди моих итальянских классмэйтов было много ребят, которые начали посещать предметы в октябре, потом «пропали» в ноябре-декабре, а к концу календарного года окончили бакалавриат (или, как мы говорим, лаурировались, поскольку на итальянском выпуск называется «laurea»). Кстати, здесь к выпускному относятся очень серьезно — закатывают большие вечеринки, гуляют по несколько дней, а то и неделю, и отмечают как минимум первую годовщину (!) выпуска. Годовщина окончания вуза... Странно, да?

Если подводить итог, то в целом могу сказать, что отличий много, но самая главная разница не в системах, оценках и прочем, а отношении — здесь действительно очень много студентов, которым интересно учиться и которые выкладываются по полной. Халявщиков здесь тоже хватает, конечно, но как по мне, в процентном соотношении их поменьше, чем у нас.

Автор
Екатерина Савченко

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Дарим 1500 рублей