Описание индийского штата Тамилнад

Расскажем про то, как здесь живут люди, какие достопримечательности можно посмотреть и еще пару любопытных моментов о жизни штата.


Информация

  • Длина побережья штат: 910 км.
  • Население: 73 млн.
  • Здесь расположены пять национальных парков.

Где находится

Уникальный штат крайнего юга Индии. Необычный в первую очередь для туристов, путешествующих по стране впервые. Все беднее становится теперь вид местности. Редкие сухие кустарники, холмы каменных глыб, сухая бледно-красного цвета земля. Только крестьянские поля с редкими деревьями на межах оживляют местность.

По обе стороны дороги — поля риса, низкорослого хлопка, сахарного тростника, табака. Свежие краски вносят в картину края сады бананов и гоава — фрукта, похожих его по виду на яблоко, а по вкусу отдаленно напоминающего клубнику. Ближе к морю местами встречаются рощи кокосовых пальм. И все-таки пейзаж не очень веселый. Насколько богат растительный мир соседнего с регионом побережья Кералы, настолько скупы красоты Коромандельского побережья.

Земледелие

Рисовые поля. Есть в них трогательная красота, которая, должно быть, наполняет особой радостью сердце индийского фермера. И не только потому, что рис — главный продукт питания для большей части населения Индии. Когда на поля только высаживается рассада — а это происходит чаще всего перед муссонными дождями в июне — июле, — то их обильно заливают водой. И эта иллюзия небольших искусственных озер на фоне страшной сухоты во время жары не может не радовать взора.

Потом, когда рис начинает расти, на полях появляются краски новых тонов: сочная зелень сочетается с чуть желтоватым оттенком, какой бывает у молодых всходов травы на нашем севере. Этот тон нежной свежести, сочной зелени сохраняется до тех пор, пока рис не начнет созревать. Тогда поля его одеваются в бледно-золотой наряд и радуют фермера видом изобилия в тяжелых гроздьях зерна.

Население

Под палящими лучами солнца работают на полях крестьяне, прикрыв головы повязкой, а то и без нее. Люди здесь — тамильцы — по цвету кожи, пожалуй, даже темнее малаяльцев. У них открытые приятные лица. Крестьяне носят простую бумажную одежду: мужчины — лунги, то есть длинную прямую юбку и широкую рубаху или набедренную повязку без рубахи; женщины — такое же сари, как и на севере, многие при этом не носят кофточек и закрывают верхнюю часть тела концом сари спереди. В ноздре у женщины неизменно красуется большая или малая серьга.

Мадурай

В этом штате много архитектурных памятников, чисто дравидской индусской школы, без какого-либо влияния могольского стиля. Чтобы познакомиться с одним из памятников чисто индусского искусства, остановимся в городе Мадурае.

Древний тихий город. Когда-то он был одним из наиболее влиятельных городов не только в Индии, но и во всем мире. В последних веках до нашей эры, как столица Пандьянского государства, Мадурай был хорошо известен в Греции и Риме и, очевидно, торговал с ними. Об этом свидетельствуют римские монеты тех времен, которые и поныне находят в районе Мадурае. Его упоминает в своей «Географии» Клавдий Птоломей. В четвертом веке до нашей эры, как писал очевидец — греческий посол Мегастанес, государством управляла женщина. У нее была большая для того времени армия: 500 боевых слонов, 4 тысячи кавалеристов, 13 тысяч пехотинцев. Позже начинаются то взлеты, то низвержения этого государства в феодальной междоусобице. Мадурай становится снова цветущим влиятельным городом в XVI—XVIII веках нашей эры, особенно в XVII веке, когда были воздвигнуты замечательные сооружения, сохранившиеся и сейчас.

Этот расцвет начался в те далекие годы, когда в страну прибыли первые европейские завоеватели и когда часть Малабарского побережья была захвачена португальскими колонизаторами.




Поучительна история царствования раджи Тирумала Наяка в XVII веке. При нем были созданы лучшие архитектурные сооружения города. Он высоко ценил труд мастеров, художников, часами наблюдал за их работой, поощрял поэтов, щедро награждал деньгами индусские храмы. И вдруг раджа спустя некоторое время охладевает ко всему. Как выяснилось позднее, к нему втерся в доверие иезуит-эмиссар колонизаторов. Готовя их приход в страну, он почти обратил раджу в христианство, и добился, что тот перестал поддерживать индуизм. Приближенные раджи — брахманы не могли простить своему вождю, главному из брахманов, такого предательства. Они пригласили его в храм Минакши, сообщив, что будто бы в одном из подвалов пагоды найден большой клад.

Когда раджа спустился в подземелье, вход в него был тут же наглухо замурован каменной глыбой. Так раджа нашел свой мучительный конец за измену брахманам. Гибель Тирумала Наяка, как и следовало ожидать, не отвратила прихода колонизаторов.

Эре расцвета Мадурая был положен конец в XVIII веке, когда его прибрала к рукам Ост-Индская компания. Эта почти забытая история Мадурая еще раз демонстрирует миру, что колонизаторы принесли Индии не «цивилизацию», как они утверждают, а застой, разложение естественного хода развития культуры.

Архитектура

Среди созданных в Мадурае памятников индийской архитектуры наибольший интерес представляет храм Минакши XVI—XVII веков. Его строили 120 лет. Храм, прямоугольный по форме, имеет на каждой стороне света высокую четырехгранную башню, широкую у основания и узкую вверху. Две боковые стороны образуют почти треугольники, а другие две стороны — трапеции. Каждая башня снаружи отделана лепными или резными скульптурами — горельефами, исполненными с большим мастерством. В храме насчитывается более 33 миллионов таких скульптур. Для потомков эти скульптуры, а также фрески на стенах храма интересны не только как образцы творчества того времени. Они запечатлели в себе различные легенды как мистического, так и исторического характера.

Одна из фресок на башнях повествует об истреблении индусами джайнистов, поклонников древней религии, которая возникла в Индии до индуизма и сохранилась по наши дни. Эта история опровергает утверждение сторонников индуизма, что будто бы их религия терпимо относится к другим верам. Впрочем, погромы индусами джайнистов имели место и в XX веке, например в 1959 году, в штате Мадхья-Прадеш.

На башнях снаружи изображены все боги храма, все его реликвии, переданы легенды, связанные с храмом. Такая отделка объясняется, в первую очередь, практическим расчетом. Людям низших каст вход в храм запрещен, но и, находясь вне храма, они могут поклоняться индусским богам. Таким образом бесправные люди, не нарушая кастовых барьеров, остаются верными религии своих господ.

Много интересных скульптур — можно видеть внутри храма. Тут встречаются не только изображения божеств, но и скульптуры красивых танцующих девушек, солдат, скульптуры — портреты государственных деятелей. Они передают динамику людей, правдиво рисуют их образы. Скульптуры династии Наяков от Висваната Наяка до уже упоминавшегося Тирумала Наяка (лучшей скульптуры храма) высечены в натуральный рост и передают фамильное портретное сходство.

Чудесна отделка дверей. На них, а также в каменных скульптурах запечатлены все позы индийского танца. Недаром этот храм называют «энциклопедией индийского классического танца». Искусной ажурной резьбой отделаны колонны в зале Тысячи Колонн, коридорах, балконах, перед водоемом внутри храма. Наконец, одно из «чудес» храма — «музыкальные колонны». Каждая колонна сделана из двадцати двух стержней, выточенных из цельных кусков гранита. Постукивая по колоннам, можно извлекать из них глухие звуки разной тональности. Опытный музыкант может даже играть на них. Так индийские мастера заставили благодаря своему искусству петь камень. Храм гордится большой коллекцией изделий из драгоценных металлов и камней.

В памятниках не видно влияния могольской архитектуры. Власть наместников Моголов в этих районах была более слабой. В силу этих исторических условий Ченнаи стал центром индуизма. Здесь больше, чем в любом другом районе страны, приверженцев этой веры.

Религия

В Ченнае, как и во всем штате, наиболее тщательно соблюдаются кастовые отношения, которые во многих случаях оказываются сильнее закона. Кастовые группы имеют здесь строго определенные деления и ведут себя соответственно нормам своей касты. И туристы, посетившие эти места, могут быть крайне удивлены необычной картиной повседневных отношений и традиций.

Вот по деревне идет старик в чистой белой одежде. На лбу у него три поперечные полосы, начертанные желтой пастой, — признак высокой подкасты в касте брахманов. Вдруг по лицу его пробежала тень, он с видимой брезгливостью шарахнулся в сторону и повернул обратно, к дому. Старик наступил на кусок тряпки. Он осквернился предметом, к которому прикасался человек другой касты.

Брахман будет считать себя оскверненным, если случайно наступит на кость, кусок кожи, волос, осколки посуды, тряпку, другие предметы, которыми могли пользоваться люди других каст. Он будет избегать прикосновения собаки. Если, несмотря на предосторожности, он «осквернится», то или немедленно искупается вместе с одеждой в реке, или пойдет домой, сменит одежду и искупается.

Особенно тщательно соблюдают брахманы да и другие касты обычай внутрикастовых браков. Родители выбирают жениха или невесту только в среде равных по кастовому положению. Браки, в которых молодые люди знают друг друга перед свадьбой, случаются не редко. Жених и невеста часто не видят друг друга до момента завершения обряда венчания. Такое положение чрезвычайно затрудняет отыскание равной по кастовому положению пары. Поэтому родители не считают зазорным объявлять в СМИ о намерении найти жениха или невесту для своей дочери или сына. И сейчас на страницах индийских газет появляются объявления подобного рода:

«Требуется молодой человек, телугу (одна из индийских национальностей), в возрасте около 30 лет, брахман, подкасты Веланаду, но не подкасты Бхаратваджа Готрам, на предмет женитьбы на действительно красивой девушке 25 лет, хорошо обученной домоводству и музыке. Объявление дано для выбора жениха».

Как видно из этого объявления, даже две соседние подкасты брахманов не допускают возможности породниться между собой. Вот еще одно типичное объявление:

«Требуется хорошо устроенный в жизни брахман в возрасте около 30 лет, предпочтительно доктор наук, или окончивший университет со степенью бакалавра, или государственный чиновник высокого класса на предмет женитьбы на девушке касты брахманов, имеющей две степени доктора наук, в возрасте 28 лет».

Обилие докторских степеней не должно пугать: для получения докторской степени достаточно защитить диссертацию по окончании четырех курсов университета и двух курсов аспирантуры. Эта защита происходит гораздо проще и легче, чем защита кандидатской диссертации в России.

Страна Голубых Гор

На север от Мадурая дорога будет лежать через такие же фермерские поля и почти безлесную местность, пока не достигнет предгорий Нилгири, или Страны Голубых Гор. Вид этих гор и в самом деле отвечает своему поэтическому имени. Издали, как мираж в пустыне, вырисовываются силуэты гор, одетых в вечнозеленый убор, который кажется голубым на фоне выгоревшей ржавого цвета равнины.

У подножия гор начинаются плантации. Нилгири имеет много общего с Кардамоновыми горами. Они также выходят западной стороной к Малабарскому побережью. Кардамоновы горы, как и они, покрыты богатыми девственными лесами и плантациями. Здесь, в горах, кстати говоря, никогда не бывает той изнурительной жары, какая стоит большую часть года на равнине.

Сандаловое дерево

Среди других плантаций часто встречаются посадки могучих кряжистых деревьев — сандаловых. Внешне они едва ли чем отличаются от обыкновенных лиственных, деревьев. Но у скромного на вид сандала под тонким слоем коры — чудесная древесина и не менее чудесный сок. Из сандалового дерева получают душистое масло, и довольно много — до 6 процентов к древесной массе. Масло сандала — ценное сырье парфюмерной промышленности. В Индии издавна применяют сандаловое масло, косметическую пасту и пудру из этого дерева при выполнении индусских ритуалов. Из сандалового дерева изготовляются и благовонные курения — дымовые свечки агару батти. Их везде зажигают и в наши дни.

Сандаловая древесина бежевого цвета служит благодарным материалом для изготовления шкатулок, вееров, дверей в восточных дворцах, предметов с инкрустацией цветными породами деревьев, слоновой костью или самоцветами. Изделия из этого дерева, прочные и красивые, способны годами сохранять сильный природный аромат.

Вместе с двумя соседями — Кералой и Майсуром — штат производит большую часть сандаловой древесины в стране, а следовательно, и во всем мире, так как Индия почти монополизирует ее производство. Сандаловое масло — одна из статей внешней торговли Индии.

В Индии, кроме душистого сандала, выращивается красное сандаловое дерево, из которого приготовляются краски для шерстяной промышленности, а также ряд менее ценных сортов сандала.

Свадьба у брахманов

Удачливым туристам может посчастливиться поприсутствовать на настоящей свадьбе. Индийцы никогда не против гостей из других стран. Экскурсия в самую обычную деревню может навсегда породнить путешественника с до этого незнакомой семьей. Вот меж стройных арековых пальм виднеется украшенный цветами, банановыми и манговыми листьями дом. На глинобитном заборе красуются ряды разрисованных горшков. Около дома собралась толпа жителей деревни. Во дворе — празднично одетые люди. Это начинается деревенская свадьба в доме брахманов.

Торжественный обряд выглядит довольно поэтично. У стены дома сооружена невысокая земляная площадка-трибуна с навесом из цветного полотна. Издали кажется, будто навес поддерживают восемь стройных колонн: половина зеленых и половина белых. Оказывается, что зеленые — действительно стойки из стволов бамбука, перевитые банановыми листьями, а белые — гирлянды искусно нанизанных цветов, ниспадающие от навеса по углам тента. Верх каждой колонны венчают золотистые гроздья кокосового ореха — королька, а над висячими гирляндами — султаны из колосьев яса.

Вершину балдахина украшает такой же султан, только большего размера. Перед площадкой стоят пять светильников. В них тихим пламенем горит коксовое масло. (Кстати, на Севере во время венчания в светильниках зажигается гхи.)

На самом пьедестале стоят вазы с неочищенным рисом. Перед молодыми (а они сидят лицом к востоку) горит огонь. По бокам жениха и невесты, также на полу, разместились их родители.

Среди брахманов дочерей часто отдают замуж в детском возрасте. Для индийской женщины остаться в старых девах означает обречь себя вечному позору. Бывает, что у старика-брахмана умрет жена, и он женится в другой раз на девочке, которая годится ему во внучки. Бывает, такой муж умрет раньше, чем вырастает девочка. Бедняжка становится и в этом случае парией в семье — вдовой.

Много различных ритуалов исполняется во время свадьбы. Много ритуалов совершается и до нее. Вот жених снимает свою яркую одежду и, надев наряд странника, направляется со двора из деревни, якобы намереваясь совершить паломничество в святой город Бенарес. На окраине деревни его встречает отец невесты. Выслушав сетования молодого человека, отец уговаривает его отказаться от путешествия и взять предлагаемую ему девушку в жены. Жених и будущий тесть с довольным видом возвращаются на прежнее место.

Теперь слово за женщинами. Они приносят на бронзовом блюде рис. Сверху на зерне лежат цветы и нитки. Жених и невеста привязывают цветы этими нитками друг другу на запястье. Это шафран. Его снимут с руки в последний день свадьбы, через четыре дня.

Настает очередь матери невесты и другим женщинам удалиться под музыку (три барабана и дудка) со двора, неся бронзовый кувшин с водой. Они выливают воду у околицы деревни, воздав водой поклонение земле, и снова возвращаются во двор. Начинается самый ответственный момент: «дарение» девушки жениху. Отец невесты садится перед женихом, смотрит на него пристально, громко называя имена богов и своих предков, а затем в бронзовом тазу моет жениху ноги. После этого отец берет руку дочери, соединяет ее с рукой жениха, брызгает на их руки водой и преподносит жениху бетельную жвачку, что означает преподнесение подарка, гостеприимство, радушие. Затем отец совершает акт дарения.

Он дарит жениху скот, землю и мелкие камешки. Камешки дарятся обязательно. В них, считают, заключена большая сила.

Раздается музыка, песни. Жених встает и привязывает невесте ожерелье-амулет. Он снова садится. Молодые угощают друг друга бетелем. Кстати сказать, его любят жевать и мужчины, и женщины.

Приносят новый зажженный светильник. Его окружают четырьмя лампами. Жених берет рукой ногу девушки и трогает ею камешек, смазанный сандаловым маслом, прикасаясь одновременно ногой к камешку и сам. Вносят два блюда с неочищенным рисом. Молодые начинают осыпать им друг друга. Обсыпание это длится до изнеможения, пока родители не остановят молодых.

Часа через четыре, наконец, гости принялись за праздничный обед. На банановые листья, разложенные на землю, подали сушеные и остромаринованные овощи, отваренный рис, фрукты. Пригласили к обеду и туристов. Поскольку путешественники не принадлежат к касте брахманов, им указали место, отведенное для односельчан низших каст, рядом со двором.

Только тогда, когда пообедали гости, принесли еду и молодым, обоим на одном банановом листе. Они стали вместе есть, выражая этим прочность брачного союза, единство интересов. Надо заметить, что и в наши дни такая «честь» женщине в индусской семье оказывается, как правило, только раз в жизни — во время свадьбы. Затем она будет есть только то, что останется от обеда мужа.

Молодые под музыку и пение выходят со двора. Церемония первого дня окончена. Такие же примерно ритуалы теперь будут длиться еще три — пять, а то и целых семь дней подряд — в зависимости от обычая, принятого в этом месте. Обряд венчания различен в разных местах страны. Это была типичная для большей части индусов свадьба. Ритуалы могут быть разными, но во всех случаях обязателен огонь, как символ очищения людей: вокруг него обводят молодых. Это — главное в обряде.

Городской дом, где идет свадьба, заметен издалека: стены, крыша, деревья, заборы этого дома густо увивают гирлянды электринеских ламп. Чем больше света, как гласит поверье, тем больше счастья должно выпасть на долю молодых.

Автор
Сергей Петров

 

Видео с интересными местами

 

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

  • Удобный поиск авиабилетов Проверьте, сколько стоит билет в ваш любимый город. Aviasales сам найдет самые сочные варианты и предложит их вам. Чтобы узнать детали рейса, надо нажать на цену.