Про железные дороги Японии

Сергей Киреев написал, как обстоит дело с железными дорогами в Японии. Приводим этот текст полностью, возможно, он будет кому-нибудь полезен.

Самые оживленные точки в крупных городах — это вокзалы. Чем ближе ты подходишь к крупному вокзалу, тем явственнее ощущается движение, какая-то скрытая энергия. В Токио это проявляется очень явно. Ты приезжаешь на Токийский вокзал и чувствуешь пульс японской столицы. Для меня это было всегда каким-то импульсом, день дальше катился по нужному плану на приподнятом настроении.

Сами японцы вокзалами и, соответственно, железной дорогой пользуются очень активно, и на железнодорожный транспорт в Японии приходится основной пассажиропоток. При этом одинаково популярны как междугородными маршрутами, так и пригородными и внутригородскими поезда.

В отличие от системы городского общественного транспорта железнодорожный устроен довольно просто, а пользоваться им – одно удовольствие.

Категории японских поездов

Японская железная дорога предлагает несколько вариантов поездов.

Синкансэн

Самый известный, удобный и одновременно самый быстрый – это знаменитый Синкансэн. Хорошо помню, какое ошеломляющее впечатление Синкансэн произвел на меня в первый раз. Футуристически выглядящие, эти поезда способны двигаться со скоростью почти 300 км/час, оставаясь одним из самых безопасных способов передвижения. Маршруты Синкансэна покрывают почти всю территорию страны, именно его появление и дальнейшее развитие привело к тому, что у авиаперевозчиков появился серьезный конкурент. Специфика поезда не предполагает остановок на промежуточных станциях, это идеальный вариант для туристов, которые передвигаются между основными достопримечательностями страны, например, из Токио в древнюю столицу Киото.

Синкасэн — это общее название всех типов супер экспрессов, собственно говоря, он определяет категорию перевозки и означает «новая магистраль». Поезда, курсирующие на линиях Синкансэн, имеют собственные имена, между ними существуют некоторые различия. Например:

  • Экспрессы «Нодзоми» и «Мидзухо» — самые быстрые, они почти не делают остановок.
  • «Хикари» и «Сакура» останавливаются чаще, но на них, в отличие от первых, можно пользоваться проездным JR Pass, а значит, существенно сэкономить на поездке.

Экспрессы

Следующая категория – экспрессы, за ними идут несколько типов электричек. Мне часто приходилось ими пользоваться в самых разных вариантах, они очень удобны, когда не торопишься. Есть время спокойно подумать, выпить кофе, посмотреть в окно. По внутреннему устройству и функционально эти поезда хотя и носят в разных регионах разные названия, почти не отличаются друг от друга. Разница между категориями не скоростных поездов в основном в том, с какими интервалами они делают остановки и на каких станциях. С учетом того, что их маршруты покрывают всю территорию Японии, на такие поезда приходится большой процент всех пассажирских перевозок.

Сразу скажу, что все типы японских поездов имеют очень комфортабельные вагоны и отличаются высоким уровнем сервиса. Понятие первый класс существует, но оно реализуется за счет большего расстояния между креслами, более функциональных сидений. В целом на выбор типа поезда, которым вы поедете, будет в основном влиять расстояние и ваше расписание.

До приятеля, который живет в Осаке, я из Токио, конечно, добираюсь Синкасэном. Но когда нужно в Йокогаму, то чаще всего я выбираю одну из пригородных электричек.

Покупка билетов на поезда в Японии

Наконец, очень важный для путешественников вопрос: «Сколько это стоит и как в стране, использующей иероглифы, не уехать в другую сторону?» Стандартная цена проезда напрямую зависит от двух факторов: расстояния и категории поезда.

Сейчас добраться из Токио в Осаку (530 км) на супер экспрессе обходится примерно в 135 долларов (14 тыс. иен), билет из Токио в Саппоро (830 км), расположенный на северном острове Хоккайдо, будет стоить около 205 долларов (21 тыс. иен).

Я пользуюсь несколькими видами проездных: они предоставляют реальную возможность сэкономить на транспорте. Остановлюсь на этой теме поподробнее. И на том, конечно, как без проблем купить билет.

Проездной JR Pass — один ответ на многие вопросы

Наиболее известный туристам тип проездного билета – JR Pass. Он может использоваться на всех поездах и автобусах компании Japan Railways (за исключением супер экспрессов «Нодзоми» и «Мидзухо»). А поскольку ассоциацией Japan Railways обслуживается более 70% всех железных дорог Японии, в том числе и все основные, то понятно, что именно JR Pass — это то, что нужно туристу, намеревшемуся передвигаться на большие расстояния.

JR Pass ограничен временем, но не количество поездок, которое в течение срока действия проездного может быть абсолютно любым. Существует два класса этих билетов – Green (1 класс) и Ordinary (все остальные классы). Детские проездные потребуются юным пассажирам в возрасте от 6 до 11 лет, с 12 лет приобретается взрослый.

Когда меня спрашивают про JR Pass, я всегда напоминаю, что у приобретения, фактического получения и использования JR Pass есть своя специфика.

JR Pass покупается заранее на сайте Japan Railway (данную услугу вам бесплатно окажут в туристической компании, а заодно и ответят на все вопросы). При этом по факту заказа вы получаете только ваучер, который по прибытии в страну обмениваете на билет в одном из офисов JR. Последнее не представляет никакого труда: офисов очень много и говорить там ничего не придется.

Важно помнить, что срок действия вы определяете при заказе проездного, он жестко зафиксирован, так что постарайтесь, заказывая билет, предусмотреть все главные детали ваших предстоящих передвижений. Закреплён и владелец билета: JR Pass – именной, помните об этом, не забывайте загранпаспорт в гостинице.

JR Pass вы можете приобрести на срок в 7, 14 или 21 день. Стоимость билетов (в скобках Green JR Pass для 1 класса) такая:

  • 7 дней – 285 долларов/29100 иен (382 доллара/38880 иен);
  • 14 дней – 456 долларов/46390 иен (617 долларов/62950 иен);
  • 21 день – 584 долларов/59350 иен (806 долларов/81870 иен).

JR Pass при правильном планировании и использовании в состоянии помочь сэкономить значительную сумму, поэтому подытожим сказанное:

  • Определяете дату начала и срок действия.
  • Заказываете JR Pass самостоятельно или через турагентство.
  • Получаете ваучер.
  • По прибытии обмениваете ваучер на билет в офисе Japan Railways.
  • Не забываете паспорт.

JR Pass дает право бесплатного проезда на всех поездах JR (кроме двух супер экспрессов), на всех автобусах JR (в том числе внутригородских, которых немало), на пароме до острова Миядзима (если решите туда прокатиться) и на экспрессах N’EX до или из аэропорта Нарита.

Проездной Seishun 18

Помимо JR Pass популярным проездным является билет Seishun 18. Я воспользовался им однажды, когда путешествовал в сезон сакуры между Киото, Осакой и Нара — было очень удобно. В отличие от JR Pass он не именной, но имеет большой недостаток – действует только в дни каникул трижды в год: с 1 марта до 10 апреля, с 20 июля до 10 сентября и с 10 декабря по 10 января. На первый взгляд ограничения серьезные, однако, если присмотреться к датам, то мы увидим, что они приходятся на очень интересные туристам сезоны – цветение сакуры (конец марта) и рождество. Так что помнить о такой возможности будет не лишним. Seishun 18 действует в течение пяти дней, распространяется на все поезда (кроме Синкансэн) и отличается демократичной ценой – 115 долларов (11850 иен).

Этот проездной, как и обычные билеты, покупается в кассах, которые называются Ticket Office. Найти их на вокзалах несложно, ищите логотип JR на ярко зеленом фоне. Также билет можно приобрести в расположенных тут же либо поблизости автоматах.

Практическая инструкция по покупке билета в кассовом автомате:

  1. Найдите станцию назначения и соответствующий тариф на карте, расположенной над автоматом. На карте отмечены региональные все линии и станции назначения. Тарифы указаны рядом с каждой станцией.
  2. Пополните счёт. Автоматы принимают монеты 10, 50, 100, 500 иен и купюры 1000 иен., большинство берёт и купюры большего достоинства.
  3. Выберите количество билетов, которые вы намерены купить. По умолчанию это один билет, так что пропустите этот шаг, если путешествуете в одиночку.
  4. Нажмите на кнопку, подтверждающую общую сумму вашей покупки
  5. Возьмите распечатанные билеты.

Дальнейшая процедура проста и многих хорошо знакома – билет прикладывается к сканеру либо передается контролеру, после чего сохраняется до конца поездки, на выходе они потребуются вам еще раз.

Наконец, еще одна практическая рекомендация: если сомневаетесь или растерялись – не бойтесь спросить. В кассе просто называйте станцию, которая вам нужна. То же самое делайте, обращаясь к кому-то за помощью. Говорите четко, не торопитесь, вас обязательно поймут и помогут.

Цены на железнодорожные билеты

Для тех, кто занимается формированием программой и бюджетом поездки, ниже привожу информацию о некоторых возможностях, пакетах услуг и ценах, а также о стоимости стандартных вариантов проезда. Информация эта далеко не исчерпывающая, но сориентироваться поможет.

Стандартная стоимость билетов на маршрутах между городами:

  • Токио– Никко(120 км) — 13 долларов/1 320 иен;
  • Токио– Йокогама (30 км) — 4.50 долларов/450 иен;
  • Токио – Камакура (50 км) — 8.80 долларов/890 иен;
  • Осака – Киото(45 км) — 5.30 долларов/540 иен.

Kansai Аrea pass

Поезда в районе Кансай – проезд между гг. Нара, Осака, Кобэ, Киото:

  • 1 день –19 долларов/2 000 иен;
  • 2 дня – 39 долларов/4 000 иен;
  • 3 дня – 46 долларов/5 000 иен;
  • 4 дня –57 долларов/6 000 иен.

Pass не принимается на линиях Синкансэн.

Sanyo Area Pass

Поезда, в том числе, Синкансэн, на маршрутах между Осакой, Кобэ, Хиросимой, Хакатой:

  • 4 дня – 195 долларов/20 000 иен;
  • 8 дней – 293 доллара/30 000 иен.

Kyushyu Pass

Региональный проездной по о. Кюсю на 5 дней стоит 154 доллара/16 000 иен.

Hokkaido Pass

Региональный проездной по о. Хоккайдо:

  • 3 дня – 135 долларов/14 000 иен;
  • 5 дней – 176 долларов/18 000 иен.

***

Отмечу еще несколько важных практических моментов:

  1. На всех основных маршрутах предусмотрены скидки для разных категорий пассажиров. Например, для студентов или детей в возрасте до 12 лет. Общего правила по поводу размера скидок не существует, он зависит от сезона, маршрута и железнодорожной компании.
  2. На многие маршруты можно купить билеты, воспользовавшись сезонными скидками. В Японии лучшие с точки зрения цен сезоны это Рождество и Новый год, а также традиционные японские праздники начала мая.
  3. Купленный, но не использованный билет можно сдать. У разных перевозчиков на этот счет существуют разные правила, но в любом случае, чем раньше вы обратитесь по этому вопросу, тем меньше будут потери. Для того, чтобы решить этот вопрос без задержек, я рекомендовал бы попросить помощи у кого-то, кто говорит на японском языке.
  4. Если вы опоздали на поезд с фиксированной датой и местом — не огорчайтесь сверх меры. В большинстве случаев вы сможете переоформить ваш билет с небольшой доплатой.
  5. На случай задержки или отмены поездов для пассажиров предусмотрены компенсации. Однако для Японии задержка любого поезда — случай эктраординарный. На моей памяти такое происходило только по вине землетрясений.

Напоследок

Я не могу не упомянуть и один довольно забавный факт. В супер современной инфраструктуре японского железнодорожного транспорта продолжают существовать обычные ночные поезда. Они так и называются – Night Trains. Это поезда со «старорежимными» вагонами: в каждом из них расположены полки, только в отличие от привычного нам рисунка они установлены вдоль и отделены от прохода легкими шторками.

Кроме этого, в таких поездах есть еще одна – элитная – конфигурация мест: приватные купе, называемые «места ноби ноби» (nobi nobi seats). Сейчас такие поезда остались только на маршруте между Токио и городом Изумо на западе Японии. Маршрут этот экзотический, при желании им воспользоваться обязательно сделайте предварительное бронирование – места, особенно «ноби ноби», часто проданы надолго вперед.

Автор
Сергей Киреев

Источник

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Дарим 1500 рублей