Описание индийского города Лакхнау

Добро пожаловать в столицу штата Уттар-Прадеш. Расскажем о ее главных местах и непростой истории. Почитайте перед поездкой.


Информация

  • Расположена на реке Гомти.
  • Население: 3 млн.
  • Занимает 7 место среди городов мира с самым загрязнённым воздухом.

Где находится

Когда летний жаркий день выпускает город из своих душных объятий, на него ложится вместе с темнотой удивительная прохлада, неведомая другим крупным городам долины Ганга. Предгорья Гималаев, вблизи которых он расположен, отдают ему частицу своего свежего дыхания.

Индийцы назвали эту климатическую метаморфозу «навабскими вечерами», вкладывая в определение лирический смысл — и не потому, что им любо само правление навабов-феодалов, а потому, что последние десятилетия их царствования в бывшем здесь княжестве Ауд ознаменованы и буйным расцветом самобытной культуры, и взлетом патриотической антиколониальной борьбы.

Интересно: Что посмотреть в Индии

Архитектура

Аудские навабы слыли просвещенными людьми, покровительствовали искусствам, а последний из них — Ваджид Али Шах, которого англичане ради укрепления своего господства лишили престола, был и сам незаурядным поэтом. С именами навабов связаны сохранившиеся и поныне шедевры индийской архитектуры.

Руми дарваза

Подъезжаешь к городу — а он хоть и находится в долине Ганга, но до русла этой реки отсюда десятки километров — и сразу оказываешься перед величественной аркой: «Руми дарваза», или «Турецкие ворота». Тщеславный наваб Асаф-уд-Даула решил затмить турецких султанов и повелел создать монумент, который превосходил бы по красоте знаменитые Истанбульские ворота. Тут же его повелением воздвигнута Великая Имамбара, дворец-мавзолей, построенный навабом для погребения собственного праха. В 1783 году Ауд после засух и наводнений оказался во власти массового голода. Чтобы облегчить судьбы своих подданных и заодно утихомирить нараставшее недовольство, наваб развернул широкие строительные работы. Так были созданы Великая Имамбара и Руми дарваза.




Бара Имамбара

Великая Имамбара (есть тут и Малая Имамбара — тоже шедевр архитектуры) является поистине чудом строительной техники. Вот гид проводит туристов на галерею, опоясывающую высокий, прямоугольный зал. Сам он проходит на противоположную сторону — это около пятидесяти метров. Показывая «чудеса» зала, старик чиркает спичку, разрывает листик бумаги. Звуки слышны, как будто он стоит в двух шагах от экскурсионной группы!

Прямо с балкона туристы идут внутрь здания и оказываются в лабиринте. Поначалу он выглядит совсем несложным. Много ли замысловатых ходов накрутишь в стене здания? Однако через несколько витков коридоров невозможно найти из него выхода.

Зачем нужен был навабу такой лабиринт? Прежде всего для утех. На плоской крыше Имамбары он принимал знатных гостей и устраивал пирушки, что, очевидно, не очень уместно в месте, предназначенном для погребения людей. Однако все здание да и лабиринт имели военное назначение. Имамбара, окруженная крепостной стеной, могла служить убежищем при нападении врага. Ее подвалы, подземные ходы — полагают, тоже не лишены технических сюрпризов — надежно укреплены и оборудованы тайными выходами. Подземная часть Великой Имамбары мало известна современникам — входы в нее завалили англичане во время подавления народного восстания 1857—1859 годов, одним из важнейших центров которого был Лакхнау. Тогда Имамбара использовалась как склад боеприпасов и огневой редут повстанцев. Здесь же шли ожесточенные бои с колонизаторами. И еще одно «чудо»: Великая Имамбара осталась невредимой. Утверждают, что со времени ее строительства из здания не выпало ни одного кирпича. Но то, что не разрушили ядра, бури и время, смогли сделать посетители. Крутые ступени лестниц мавзолея местами стерты так, что по ним впору съезжать, как с горки.

Мачхи-Бхаван

Что-то около пяти тысячелетий существует город.

По преданиям, он был основан мифическим героем эпоса «Рамаяна» Лакшманом. Отсюда и название. Город пережил много цивилизаций. Время стерло их следы. Грудой руин лежит на берегу реки Гомти самое древнее здание города «Мачхи-Бхаван»— «Рыбный дворец». Его взорвали англичане в июне 1857 года, когда восставшие патриоты, громя чужеземцев, загнали врага в единственную удерживаемую ими крепость — Резиденцию. Мачхи-Бхаван назван так по дарованному княжеству могольским императором рисунку герба — две рыбы, расположенные в форме боевого лука. Рисунки, барельефы гдрба встречаются повсюду на древних и новых зданиях города. Он и поныне остается гербом штата Уттар Прадеш.

Блеском и роскошью, великими певцами, танцорами, поэтами славился Ауд. Столица княжества для всей страны была законодательницей этикета и мод. Гордятся всем этим потомки. Но с особой благодарностью вспоминают они роль всех этих дворцов и крепостей, ремесленников и феодалов в народном восстании 1857—1859 годов. Испещренные снарядами и пулями стены древних строений — как памятник героическому прошлому.

Улица Чоук

Совсем рядом с Великой Имамбарой главная улица старого города — Чоук. С пятачка-площади через арку-проем в двухэтажном доме можно попасть в толчею восточного базара — узкую улочку, дома которой состоят из разных лавок первого этажа и жилых помещений второго. На автомобиле сюда не рискуют заезжать — трудно разминуться со встречной телегой или коляской рикши. Зато пешеходов полным-полно.

Туристы вливаются в их поток и становятся, как и остальные, объектом назойливого внимания лавочников, протягивающих руки и взывающих на все лады:

— Заходите ко мне. Только посмотрите. Необязательно покупать. Такого товара нигде не найдете. Заходите. Заходите.

А куда заходить? Почти все лавки — небольшие веранды, расположенные чуть выше мостовой. Весь товар на виду. Впрочем он достоин пристального рассмотрения, особенно предметы кустарного творчества, искусство изготовления которых передается с древних времен, из поколения в поколение. Вот знаменитый лакнаусский чикан — расшитый узорами белый муслин. Рядом лавки с ювелирными изделиями, серебряными безделушками, расписанной золотом обувью, стеклянно-шеллачными браслетами. Славится Лакхнау и глиняными поделками-игрушками для детей и сувенирами для взрослых. Ярко расписанные куклы, фигурки народностей, птицы, звери бросаются в глаза покупателю с прилавков и лотков на Чоуке.

Звенит Чоук призывными голосами торговцев, силящихся затмить друг друга и броскими товарами, и велеречивым расхваливанием их.

— Сари! Сари! Самый красивый цветок меркнет перед ними. Бенаресские, кашмирские сари!

— Не проходите мимо своего счастья. Оно здесь, в моем магазине.

— Только для знающих покупателей! Изысканный товар. Самый тонкий чикан. Посмотрите, какая работа! В моих курта ходят самые богатые люди города.

— Выпей моего шербету. Зачем мучиться жаждой или болью в желудке? Целебный, сладкий напиток!

— О братья! Не ходите к врачу. Пользуйтесь моим порошком от всех болей. Дешево и надежно.

Танец

На кипучую жизнь внизу безучастно взирают нарядные девушки, сидящие на открытых верандах вторых этажей домов. Они представительницы древней профессии гак называемых «танцующих девушек», тех, что некогда развлекали светское общество своим искусством или исполняли ритуальные танцы в храмах. Танцующая девушка была вполне уважаемой профессией, открывавшей женщине доступ в высшее общество, куда, как известно, и помещики-то не все могли удостоиться «чести» быть принятыми.

Искусство танцовщиц достигло особенно высокого развития именно здесь, в Ауде. Наставники танцовщиц — устады, начиная обучать девочек с семи лет, давали им широкий круг знаний, учили их манерам, тренировали настойчиво, порой безжалостно и добивались от учениц усвоения тонкостей искусства.

В XIX веке среди танцующих девушек были большие мастера танца, вокала, поэзии, признанные корифеями индийского классического искусства. Это поэтессы Муштари Баи и ее сестра Зохра, музыканты Бира Баи и Джайсух Баи, танцовщицы Шарафу Баи, Банди Джан и многие другие. Все они не только мастерски исполняли классические танцы, музыку, песни, но и создали свою школу, обогатили сокровищницу искусства Индии самобытным творчеством. Имена великих артистов и сейчас живут в сердцах потомков, любящих и изучающих их богатое наследие.

Они были равноправными членами общества. Бывало, даже влияли на политику княжества. Феодалы охотно отдавали им своих наследников на воспитание и обучение искусствам, литературе, этикету.

Со временем профессия танцующих девушек стала утрачивать былое значение. Некоторые из них и поныне с грехом пополам хранят традиции прошлого. Профессии очень часто передаются по наследству. Дочери былых танцовщиц, желая служить искусству, уехали в киностудии Бомбея и Калькутты. Для одаренных открылась возможность служить искусству, не завися от прихотей покровителя. Новым, свежим повеяло и в узких улочках старого города, хотя сохранились еще и затхлые устои.

Хазратгандж

От Чоука к главной улице современности Хазратганджу дорога идет и по тесным кривым улочкам, и на широким площадям, мимо кварталов бедноты и роскошных особняков. И везде можно увидеть памятники былой славы.

Хазратгандж — улица магазинов, кинотеатров, контор. Современные лимузины, джипы, коляски велорикш, телеги с волами или лошадьми в упряжке и потоки велосипедистов шумно, суетно катятся по улице. Всегда многолюдны тротуары. Здесь и ультрамодно одетая молодежь, и укрытые тяжелой чадрой женщины. Люди разных эпох, взглядов, вероисповедания: индусы и мусульмане, христианские монахини в белых до пят рясах и полуобнаженные садху. Старое и новое. Шумит, шагает рядом.

Религия

Лакхнау выгодно выделяется из других городов страны и даже штата веротерпимостью. В годы самых кровавых междоусобиц жители хранили спокойствие, не поддавались на призывы фанатиков к травле инаковерующих. Известно, что колонизаторы сознательно поддерживали вражду разных групп индийцев. Верные своему правилу «разделяй и властвуй», они сталкивали мусульман и индусов, доводили дело до массовой резни. Особенно страшной была разожженная ими междоусобица в 1946 году, в канун раздела колонии на две страны: Индию и Пакистан. Колонизаторы хотели видеть эти государства слабыми, враждебными друг другу, привязанными к экономике Англии. Так поначалу и было, но очень скоро обе страны нашли иные пути к развитию.

Памятное народное восстание 1857—1859 годов было задушено. Расправа с повстанцами и сочувствующим восстанию населением была жесточайшей. Виселицами, расстрелами, истязаниями колонизаторы стремились сломить волю индийцев к продолжению борьбы. Но колонизаторы не могли быть уверены, что не вспыхнет новое восстание.

И чтобы этого не случилось, они распустили Ост-Индскую компанию. Правительство Англии взяло теперь открыто в свои руки управление страной. Изменили колониалисты и отношение к княжествам. Англичане убедились, что феодальные устои, политическая отсталость населения выгодны самим князьям. Княжества всеми мерами будут мешать пробуждению национального и классового сознания трудящихся масс. Поэтому колонизаторы не только не разрушали больше старые княжества, но, наоборот, создавали новые. Причем почти все 600 крупных и мелких княжеств вклинились то здесь, то там в территорию так называемой Английской Индии, в районы, подчиненные непосредственно колониальной администрации.

Колонизаторы тем самым отводили, от себя народный гнев. Крестьяне, стиснутые со всех сторон княжескими владениями, безжалостно обираемые князьями и ростовщиками, винили, в своих бедах местного феодала. Англичане же, получая львиную долю от доходов княжеств, выглядели непричастными к грабежу населения. Некоторые повстанцы требовали даже, чтобы индийский народ был принят в английское подданство — «подданство рани Виктории» (рани у индийцев означает княжна, повелительница). Правда, этот верноподданический угар скоро прошел. Расстрелы и порки быстро отрезвили затуманенные головы.

Но как ни хитрили англичане, как ни притесняли феодалы, им не удалось сломить народ. Не прошло и 15 лет после зверского подавления народного восстания, как страна снова пришла в движение. Нарастающие брожения, бунты, крупные восстания расшатывали колониальные устои. Нет, не увидели англичане безропотных рабов в индийцах.

Чем тяжелее был гнет, чем бесчеловечнее расправы над патриотами, тем организованнее становилась борьба. В городах, где создавались промышленные предприятия, росла грозная сила.

В начале XIX века англичане начали, а в середине столетия широко развернули создание джутовой и хлопчатобумажной промышленности. Во второй половине века разбогатевшие ростовщики и торговцы — индийцы тоже получили возможность открывать такие предприятия.

На фабриках беспощадно эксплуатировали женщин и детей. Рабочий день длился от 14 до 20 часов. К тридцати годам рабочие становились стариками и теряли место. Их заменяли вчерашние крестьяне, заполнявшие города в поисках работы и средств к жизни. Завод перемалывал их, калечил и выплевывал, обессилевших и таких же бедных, какими они пришли из деревни. Но фабрика вместе с тем выковывала рабочий класс, формировала его сознание, сознание передовой силы общества.

Начиная с 1907 года уже существовавшая тогда политическая партия Индии — Национальный конгресс, стала убеждать местных жителей не покупать английские товары. К борьбе через бойкот жители возвращаются снова и снова, нанося Англии некоторый ущерб. Отдельные компании теряли при этом часть своих прибылей, хотя продолжали наживаться за счет фактического ограбления страны.

Национально-освободительное движение снова приобретает всеиндийский характер, становится более организованным и потому действенным. В ходе борьбы за независимость выдвигаются смелые, признаваемые массами руководители — Тилак, Махатма Ганди, Джавахарлал Неру. Махатма Ганди, или как его почтительно называют индийцы — Гандиджи, родился и долго жил в Гуджерате, столицей которого является Ахмедабад.

Махатма Ганди долго работал в Южной Америке, видел бесправие коренного населения и начал искать пути к борьбе со злом расового и колониального гнета. Ганди восторгался Львом Толстым, писал ему письма и воспринял многое из философских воззрений русского писателя. Ганди стал проповедовать ненасильственную борьбу с угнетателями. Он обладал природным даром оратора, вождя и смог разумно оценить силы своего движения, привлечь к себе широкие массы. Индия в итоге стала свободной!

Автор
Сергей Петров

 

Видео о городе

 

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

  • Удобный поиск авиабилетов Проверьте, сколько стоит билет в ваш любимый город. Aviasales сам найдет самые сочные варианты и предложит их вам. Чтобы узнать детали рейса, надо нажать на цену.