Культура в Кот-д'Ивуаре: кино, театр, музыка

Культура в Кот-д'Ивуаре: кино, театр, музыка

Расскажем про основные культурные аспекты Кот-д'Ивуара. В частности про кино, музыку, театр и изобразительное искусство этой африканской страны.

Ивуарийская культура

Театр в Кот-д'Ивуаре

Современный национальный ивуарийский театр зародился в начале 30-х годов. Первые любительские театральные коллективы появились у учащихся Высшей начальной школы в Бин-жервиле в 1932 г. Становлению национального театрального искусства способствовал и так называемый Туземный театр, который был создан в Абиджане в 1938 г. выпускниками широко известной Школы Уильяма Понти (Дакар), а в 1954 г. преобразован в Культурный и фольклорный кружок. В этих первых любительских коллективах наряду с пьесами французских драматургов ставились и пьесы ивуарийских авторов: Франсуа-Жо-зефа Амон д'Аби («Тайная свадьба», «Бусситье, или Секрет черного колдуна», «Десятый ребенок — чужой», «Корона на продажу» и др.), Жэрмэна Кофи-Гадо («Смерть Конде Иао», «Женитьба Согоны», «Наши жены», «Мой муж»). В 30-е годы начал работать как драматург и Б. Дадье. Вслед за первой пьесой «Города» (1933 г.) последовали «Клятва любви», «Сиди-мошенник» и др. Для первых драматургических произведений ивуарийских авторов, сыгранных любительскими коллективами в 30— 50-е годы, было характерным изобличение и осуждение таких явлений традиционного африканского общества, как шарлатанство, власть колдунов, некоторые архаичные обычаи и т. п. В то же время в некоторых пьесах отчетливо проявилась и антиколониальная направленность (например, у Ф. Ж. Амон д'Аби).




На пути развития театрального искусства много трудностей. Практически они не имеют финансовой поддержки государства. Особенно остро сказывается отсутствие постоянного театрального помещения. Ощущается также недостаток пьес, наиболее подходящих для репертуара небольших театральных коллективов. Практически прекратила существование театральная школа при Национальном институте искусств, поскольку актеры, которых она готовит, не находят гарантированной работы. Становлению и популярности театра препятствует и значительная конкуренция телевидения.

Тем не менее театральное искусство имеет значительный потенциал для своего развития. Во многих районах страны возникают любительские театральные коллективы, главным образом среди учащихся. В 80-е годы стали проводиться национальные фестивали театральной самодеятельности. Крупный фестиваль состоялся в 1986 г. в Абиджане. Он был организован национальным университетским творческим центром, с тем чтобы любительские коллективы разных направлений могли не только показать свои спектакли в более широкой аудитории, но и познакомиться между собой. Два театральных фестиваля — школьных и университетских самодеятельных трупп — были проведены в 1988 г. в городах Диво и Буаке.

Изобразительное искусство в Кот-д'Ивуаре

У народов, населяющих Кот-д'Ивуар, распространены многие виды народных художественных ремесел и традиционного изобразительного искусства.

Особенно развито изготовление деревянной скульптуры. Маски из дерева, выполненные талантливыми ивуарийскими народными мастерами, по праву считаются одними из лучших во всей Африке. В традиционном ивуарийском обществе маски не являются украшением, они служат обязательным атрибутом различных ритуальных церемоний, празднеств, обрядов. В отличие от деревянных скульптурных фигур, которые просто устанавливают на месте проведения церемоний, масками обычно закрывают лица, и тем самым они помогают участнику церемонии создать тот или иной образ. Отсюда и исключительное разнообразие масок. Они могут иметь устрашающий вид, быть забавными, скорбными и т. п. Иногда они очень реалистично передают черты лица человека, а иногда — в стилизованной форме. Некоторые народы отделывают маски изящной резьбой, цветным орнаментом. Особым разнообразием отличаются маски у сенуфо. Они бывают очень маленькими по размеру, с отчетливо выраженными антропоморфными чертами. В то же время изготовляются маски, которые ассоциируются с образами символических животных или тотемов. В 1988 г. в Парижском музее искусств народов Африки и Океании была впервые устроена выставка народного искусства сенуфо.

Среди разнообразных масок там были представлены и маски из металла, изготовленные особым способом, который известен лишь немногим народным умельцам. Эти маски приняты у сенуфо в качестве непременного атрибута похоронных церемоний. Среди масок бауле выделяются очень изящные, искусно отделанные маски, изображающие лицо человека с тонкими красивыми чертами. Своего рода антиподом являются тяжелые, грубые маски с аллегоричными мотивами. У пародов гере и дан распространены маски, отличающиеся чистотой и строгостью линий, очень точно передающих чувства спокойствия, безмятежности.

Имеются особенности в географическом распространении масок на территории Кот-д'Ивуара. Очень широко они распространены у народов, населяющих южные, западные и центральные районы. Но по мере удаления к северо-западу картина меняется и в районах, населенных исламизированными народами (малинке и другими), они не встречаются вообще в силу того, что мусульманская религия запрещает любое изображение человека.

Музыка и танцы в Кот-д'Ивуаре

В Кот-д'Ивуаре, как и вообще в странах Африки, музыка неотделима от повседневной жизни народа. Она сопровождает его от рождения до смерти, без музыки невозможно представить не только какие-либо празднества или церемонии, но и обычную жизнь африканца.

Традиционная музыка народов Кот-д'Ивуара исключительно разнообразна по своему функциональному назначению. Столь же разнообразны и используемые музыкальные инструменты. Наиболее широко распространены тамтамы (барабаны).

Они бывают большие и маленькие, широкие и узкие, круглые и цилиндрические. У самых крупных тамтамов мембраны изготовляют из высушенной и обработанной соответствующим образом кожи уха слона. Существует также много разных приемов игры на тамтамах — отбивание ритма руками или какими-либо предметами. На тамтамах обычно задают основной музыкальный ритм. Чаще всего основной ритм поддерживается музыкальными инструментами, изготовленными из выдолбленных и высушенных тыкв (калебас), которые издают звуки высокой тональности, контрастирующей с низкими дробными звуками тамтамов. Игра на этих инструментах, как правило, сопровождается всевозможного рода бубенцами, которые находятся у музыкантов, а также прикрепляются к одежде танцоров. Широко распространены музыкальные инструменты — ба-лафоны, несколько напоминающие ксилофоны. Ксилофоны бывают разных размеров, и их звуковая тональность многообразна.

Традиционные музыкальные оркестры практически невозможны без флейт. Эти инструменты, также различные по форме (бывают вертикальные и поперечные), очень широко распространены у якуба (дан). Для воспроизведения особенно громких звуков используются трубы и рожки, изготовляемые из дерева или из слоновой кости. В народных оркестрах широко представлены инструменты наподобие арфы, лютни, очень много разнообразных погремушек, трещоток, четко отбивающих ритмы.

Наряду с перечисленными широко известными музыкальными инструментами у некоторых народов Кот-д'Ивуара существуют своеобразные уникальные инструменты. В качестве примера можно назвать инструмент, представляющий собой большую калебасу цилиндрической или полуцилиндрической формы, отверстие которой обтянуто кожей. На приделанном деревянном креплении натянуты кожаные струны. На этом инструменте музыкант одновременно перебирает струны и отбивает ритм, ударяя ладонью по мембране из натянутой кожи.

Большим разнообразием отличается песенное народное искусство. У каждого народа есть свои характерные формы хорового и сольного пения. Очень интересны ритуальные песнопения (в честь какого-либо божества, по случаю важного события, праздника и т. п.).

Постепенное развитие в Кот-д'Ивуаре получают современные формы музыкального искусства. За годы независимости было образовано несколько современных музыкальных коллективов, успешно выступающих у себя на родине и за ее пределами. В стране уже есть свои способные композиторы (один из них, Ману Дибанго, пишет, в частности, музыку для национальных кинофильмов), популярные певцы и певицы. Основным центром, занимающимся подготовкой музыкантов разного профиля, является Национальный институт искусств.

Кино в Кот-д'Ивуаре

Кино появилось в Кот-д'Ивуаре в 30-е годы. Демонстрировались тогда немые, главным образом французские, фильмы. В 1937 г. был показан первый озвученный фильм. Позднее французские кинорежиссеры сняли в Кот-д'Ивуаре несколько документальных фильмов. Один из них, «Африка-50» режиссера Рене Вотье, вышел на экран в 1951 г.

Зарождение национального кинематографа в стране относится к 60-м годам. Первый ивуарийский короткометражный фильм был снят режиссером Тимите Басори в 1963 г. В последующие пять лет вышло еще несколько его короткометражных лент («Лесничие», «На дюнах одиночества», «Шестая борозда», «Огонь бурсы» и др.). В 1969 г. Тимите Басори снял свой первый полнометражный фильм «Женщина с ножом», принесший ему известность. В этом фильме затрагивается очень болезненная для африканцев проблема взаимодействия с европейской цивилизацией. В конце 60-х годов в национальном кино начали работать еще два талантливых ивуарийских режиссера — Анри Дюпарк и Дезире Экаре. Фильм Дюпарка «Муна, или мечта художника» (1969 г.) рассказывает о нелегкой судьбе африканского художника. Большой успех имел фильм Экаре «Концерт для изгнанника» (1968 г.), повествующий о тяготах жизни африканцев, отправляющихся в поисках заработка в европейские страны. В другом своем фильме — «Для нас двоих, Франс» (1970 г.)—режиссер обращается к той же сложной теме адаптации африканцев к западному образу жизни. Три названных кинорежиссера считаются основоположниками ивуарийского кино. В 70-е годы в кинематографе Кот-д'Ивуара появляются имена режиссеров Роже М'Бала (его фильмы «Аманье», «Шляпа» имели успех) и Н'Дабиона Водио (в 1974 г. им снят фильм «Крик муэдзина», поднимающий острые социальные проблемы).

Наряду с художественными фильмами в 60—70-е годы появились и документальные ленты. Ивуарийское общество кинематографистов, созданное в 1961 г., стало регулярно выпускать «Ивуарийскую хронику».

Первые ивуарийские кинематографисты сталкивались в своей работе с большими трудностями — нехваткой финансовых средств для кинопроизводства, а также с сильнейшей конкуренцией западного кинобизнеса. В связи с этим некоторые из них, в том числе Д. Экаре, прекратили свою кинематографическую деятельность.

Новый подъем ивуарийского кино начался в 80-е годы. Успешно заявляет о себе наряду с прежними кинорежиссерами целый ряд новых кинематографистов, в том числе и представители молодого поколения. Фильмы, отличающиеся острой социальной направленностью, были сняты Мори Траоре («Человек издалека», 1980 г.), Крамо Лансине Фадика («Джелли», 1981 г.), Жаном-Луисом Кула («Аджа-Тио», 1981 г.), Муса До-со («Далокан», 1983 г.) и некоторыми другими режиссерами. Два очень интересных фильма появились в 1985 г.: «Экзотическая комедия» режиссера Китиа Туре, из жизни традиционного общества сенуфо, и «Лица женщин» Д. Экаре, вернувшегося к творческой деятельности после десятилетнего перерыва. Этот фильм посвящен женским проблемам, которые показаны остро, без прикрас. В середине 80-х годов наряду с признанными мастерами ивуарийского кино (А. Дюпарк снял имевший большой успех фильм «Запыленный бал») очень интересные киноленты сделали и другие режиссеры. Большой резонанс у зрителей получил, в частности, фильм «Целители» (1988 г.) Сиджири Бакаба, поднимающий проблему сохранения окружающей среды (фильм был отмечен несколькими призами на разных кинофестивалях, в том числе на фестивале, состоявшемся на Мартинике) .

Ивуарийские режиссеры начинают делать фильмы совместно с кинематографистами других стран, в том числе африканских. В 1982 г. был снят ивуаро-нигерийский фильм «Петанки» (ивуарийский режиссер Иео Козолоа), в котором наряду с иву-арийскими актерами снялся известный актер из Сенегала Дута Сек. Развивается также франко-ивуарийское сотрудничество в области кинематографии. Съемки совместных франко-ивуарий-ских фильмов производятся «на природе» в Кот-д'Ивуаре, и именно показ богатой и разнообразной природы страны — наиболее ценное качество этих фильмов. Один из них — «Воспевая победу» — был снят в бруссе на севере страны, в районе Корхого. В другом фильме — «Джентльмен из Кокоди» —главную роль сыграл широко известный французский актер Жан Марэ, однако этот фильм успеха не имел.

Ивуарийские кинематографисты участвуют с 1969 г. в общеафриканских фестивалях, регулярно проводимых в столице Буркина-Фасо г. Уагадугу, и, как правило, их ленты отмечаются призами. В 1974 г. была образована Ассоциация профессиональных кинематографистов Кот-д'Ивуара, которая входит в Общеафриканскую федерацию кинематографистов.

Кот-д'Ивуар располагает сравнительно широкой сетью кинопроката. Практически во всех городских центрах есть кинотеатры или залы для показа фильмов. Несколько современных кинотеатров имеется в Абиджане, включая большие кинозалы в крупных отелях.

Национальный ивуарийский кинематограф сталкивается с многочисленными трудностями, препятствующими его развитию. Особенно остро ощущается конкуренция со стороны западных кинофирм (главным образом французских и американских), наводняющих страну чаще всего низкопробными фильмами, культивирующими насилие, аморальность, секс. Такого сорта кинопродукция оказывает свое негативное влияние и на ивуарийский кинематограф, в котором также создаются фильмы аналогичного жанра, рассчитанные на дешевую популярность. Ивуарийскому кинематографу трудно конкурировать с западным кинобизнесом и в силу того, что кинопрокатная сеть находится в основном в руках иностранных компаний, которые предоставляют ее в первую очередь для показа фильмов западных стран.

Литература в Кот-д'Ивуаре

Неотъемлемой частью национальной литературы Кот-д'Ивуара является богатый устный фольклор народов, проживающих на его территории. Народные сказки, предания, легенды, пословицы и поговорки передаются из поколения в поколение. Большую роль в сохранении и распространении устного народного фольклора выполняют странствующие певцы-гриоты. Сбор, запись, обработка устного фольклора ведется пока еще выборочно и в ограниченном масштабе. Среди народов, устное литературное творчество которых сравнительно лучше изучено, можно назвать бауле. Имеются записи сказок, легенд, преданий этого народа, а также пословиц и поговорок, отличающихся меткостью и юмором (например, «Курица знает, что наступил рассвет, но она все равно ждет крика петуха»).

Современная письменная национальная литература Кот-д' Ивуара существует на французском языке. Ее зарождение и развитие тесно взаимосвязаны с национальной драматургией. Ивуарийские писатели работают в разнообразных литературных жанрах, выступая авторами романов, повестей, новелл, пьес, сказок, поэтических произведений. Многие современные ивуарийские писатели поднимают в своих произведениях очень острую проблему соотношения традиционных духовных ценностей африканцев с ценностями, привнесенными западной цивилизацией. Через своих героев они показывают, насколько труден порой для африканцев, особенно представителей интеллигенции,включая самих писателей, выбор между сохранением приверженности традициям африканского общества, самобытной африканской культуре и приобщением к западной культуре, западному образу жизни.

Крупнейшим и наиболее известным ивуарийский литератором по праву считается Бернар Дадье (род. в 1915 г., в 1977— 1986 гг. был министром по делам культуры). Он автор многих прозаических, драматургических и поэтических произведений. Появившиеся в 50-е годы его первые романы — «Климбье» (в 1964 г. опубликован на русском языке в Советском Союзе) и «Негр в Париже», а также вышедший в 1964 г. роман «Патрон из Нью-Йорка» принесли автору большой успех. Но наибольшую известность и популярность Б. Дадье приобрел как автор целого ряда драматургических произведений, многие из которых поставлены в стране. Одна из наиболее известных пьес Б. Дадье, «Господин Того-Ньини», увидевшая свет в 1970 г., по своему жанру близка политическому памфлету. Она обличает такие пороки, как жестокость, коварство, беспринципность, вседозволенность, стремление к безграничной власти, которыми наделен главный герой пьесы — Того-Ньини. Практически ту же направленность имеет и пьеса «Голоса сквозь ветер», появившаяся также в 1970 г. Несмотря на известную свою аллегоричность — главные герои пьесы предстают в виде Тирана и Истины,— пьеса фактически созвучна реалиям социально-политической обстановки многих стран Африки периода 60-х годов. Ряд литературных произведений Б. Дадье имеют отчетливо выраженную антиколониальную направленность, проникнуты идеей о неизбежности освобождения порабощенных народов (например, пьесы «Беатрис из Конго», 1970 г.; «Острова бури», 1973 г.). Многие поэтические произведения Б. Дадье также носят антиколониальный характер (они вошли в стихотворный сборник, опубликованный в 50-е годы). Б. Дадье в известной степени продолжает антиколониальную тему и в других своих произведениях, в частности в сатирической комедии под названием «Муа-Сёль» (1970 г.), в которой он в соответствующей этому жанру форме развенчивает многие стороны жизни западного общества. Почти все литературные произведения Б. Дадье издавались в Париже (пьеса «Голоса сквозь ветер» опубликована в Камеруне).

Современную литературу Кот-д'Ивуара представляет ряд других писателей, также пишущих на французском языке. В их числе Сидики Дембеле, роман которого «Бесполезные», посвященный судьбам африканской молодежи в 50-е годы, был удостоен в 1960 г. литературной премии Черной Африки. Писатель Аке Лоба, автор нескольких романов на социально-политические темы, посвятил один из них — «Кокумбо, черный студент» — также африканской молодежи. Вышедший в 1960 г. роман повествует о трудной жизни его героя, студента из Африки, и проблемах, с которыми он сталкивается, приехав на учебу во Францию. Другой роман этого автора — «Сыновья Куречи» (1970 г.) — интересен показом острых внутриполитических проблем, характерных для молодых африканских государств. Писатель Морис Коне в своих произведениях уделяет много внимания социально-бытовым проблемам (повесть «Юноша из Буаке», 1963 г.). Он также автор многих поэтических произведений. Среди других современных писателей Кот-д'Ивуара можно назвать также Амаду Коне, Тидиане Дем, Амаду Курума, Жанну Кавалли (автор произведений для детей), Жан-Мари Адиафи, Анома Канье, Мишеля Асамуа.

Постепенно получает развитие и современная национальная поэзия. В этой области (помимо вышеупомянутых стихотворных произведений Б. Дадье и Б. Зади Зауру) успешно работают Жозеф-Мьезан Боньини (сборник стихов «Суровый призыв надежды», 1961 г.), Фатхо Амуа (поэтический сборник «Моя прекрасная страна Ивуар», 1967 г.), Дауда Бамба («Похвала и любовь», 1979 г.), Жан Додо («Черно-белые симфонии», 1974 г.), Гнусира Анала («Мертвый сезон», 1980 г.) и др.

Развитию национальной литературы в Кот-д'Ивуаре способствует возможность издавать произведения ивуарийских писателей непосредственно в стране через вышеназванные издательства — СЭДА, НЭА и некоторые другие.

Транспорт и связь в Кот-д'Ивуаре

Кот-д'Ивуар выделяется среди многих стран Тропической Африки по уровню развития своей транспортной системы, и ее дальнейшему расширению и модернизации придается первостепенное значение. Именно в транспортный сектор ежегодно направляется в среднем 27% ассигнований по бюджету капиталовложений. За годы независимости был осуществлен ряд крупных проектов, включая сооружение второго в стране морского порта Сан-Педро. Результативность проводимой в Кот-д'Ивуа-ре политики ускоренного развития внутренних районов закономерно связывается с необходимостью создания разветвленной сети дорог в разных частях территории. Транспортная система страны включает железные дороги, сеть безрельсовых дорог, морской транспорт и воздушный транспорт.

Железнодорожный транспорт. Единственная железная дорога пересекает территорию Кот-д'Ивуара с юга на север до границы с Буркина-Фасо и продолжается на территории этой страны вплоть до ее столицы Уагадугу (строительство дороги велось с 1903 по 1954 г.). Железная дорога находилась в ведении совместной межгосударственной организации двух стран — Управления железной дорогой Абиджан — Нигер («Режи дэ шмен де фер Абиджан — Нигер» — РАН). Деятельность РАН регулировалась заключенной между Кот-д'Ивуаром и Буркина-Фасо конвенцией, которая вступила в силу 1 января 1960 г. По решению правительств обеих стран управление железной дорогой с середины 1988 г. осуществляется ими раздельно.

В 1989 г. в Кот-д'Ивуаре была создана государственная организация — Национальное общество железных дорог, в ведение которой передан железнодорожный транспорт. Общая протяженность железной дороги 1182 км, включая основную линию Абиджан— Уагадугу (1156 км) и проложенные в районе Абиджана участки между Вриди и Трешвилем (12 км) и между Азагье и Акебе-фиат (14 км). В общей сложности в пределах Кот-д'Ивуара длина железнодорожной магистрали составляет около 665 км. Почти на всем протяжении дорога одноколейная (ширина колеи 1 м), лишь на отдельных ее участках (Агбан—Аньяма, Буа-ке—Кан, Феркеседугу—Клокогнокаха и др.) проложены вторые пути, общая длина которых по состоянию на 1985 г. составляла около 65 км. Ведется работа по прокладке второй колеи и на других участках железной дороги, в частности между Абиджаном и Аньяма. На пути следования поездов по железнодорожной линии в пределах Кот-д'Ивуара имеется около 90 вокзалов.

Советую почитать
Прививки перед Африкой
Какую валюту выгоднее брать в Тунис?
Отдых на острове Джерба

Автор
Сергей Петров

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Дарим 1500 рублей