Город Агра в Индии — личный отзыв

Добро пожаловать в Агру — старую столицу империи Моголов. Здесь находится главная достопримечательность Индии — огромный мавзолей-мечеть Тадж-Махал.


Вводная информация

  • С 1528 по 1658 был столицей империи Моголов.
  • Население: 2 млн.
  • Дата основания: XV век.
  • Здесь действуют герои детективной повести «Знак четырёх» Артура Конана Дойля.


 

Среди многих бывших столиц Индии Агра влечет к себе самое большое число посетителей. Она была столицей империи Великих Моголов в период наивысшего расцвета — при императоре Акбаре.

Мавзолей, где погребен император, находится в нескольких километрах от города и представляет собой одно из выдающихся произведении зодчества. Но не только и даже не столько к мавзолею Акбара направляется нескончаемый поток туристов и паломников, сколько к шедевру мировой архитектуры Тадж-Махалу, что означает в переводе «Коронный дворец».

Интересно: Что посмотреть в Индии туристу

Фото: Crystian Cruz

История невероятного Тадж-Махала

Восторженные, ошеломленные величием мавзолея, посетители назвали его «мечтой, воплощенной в мраморе». Есть у него еще одно красноречивое имя: «памятник верной любви». Так стали называть его потому, что построен он был повелением императора Шахджахана для покойной его спутницы Мумтаз Махал. Она была женщиной редкой красоты и светлого государственного ума. Властитель во всех сложных делах искал ее совета.




В жестокий век восточной тирании, когда император или другой феодал мог, не мучаясь угрызениями совести, убить человека даже своими руками, разорить семью, обречь детей на голодную смерть, когда женщина была, безгласной рабыней мужа, Шахджахан поднялся до высокой любви к Мумтаз Махал. После ее смерти он забросил все дела государства и ушел в безысходную грусть.

Шахджахан повелел построить такую усыпальницу, какой еще не видел свет. На его призыв откликнулись зодчие из Европы, Средней Азии и, конечно, сами ицдийцы. Сюда согнали десятки тысяч строителей, мастеров. Со всей страны потянулись сюда обозы с мрамором и самоцветами.

Наследник убитого горем императора Аурангзеб воспользовался беспомощностью отца, захватил власть в свои руки, а родителя заточил в каземат — башню в крепости Агра. Из своей тюрьмы Шахджахан мог в любое время суток наблюдать строительство Тадж-Махала: глядя прямо на стройку из светлой, открытой воздуху и свету башни или любуясь через вставленный в стену башни зеркальный глазок, отражавший в себе мавзолей.

Тадж-Махал строился с 1630 по 1648 год. Когда Шахджахан умер, сын похоронил его там же, рядом с любимой женой.

К моменту завершения усыпальницы казна империи почти опустела, а окрепшие наместники императора в разных княжествах либо совсем отказывались платить дань, либо тянули с уплатой, а то и вовсе шли войной на империю. Аурангзеб приказал поэтому мавзолеев больше не строить и завещал похоронить и его самого скромно, без излишних затрат. Потомкам ничего не оставалось, как выполнить волю Аурангзеба: казна опустела, мощь государства ослабла.

Впрочем, мавзолей в Аурангабаде все-таки позже построили, но он был уже бесцветным подражательством. В нем, как в зеркале, отразилось состояние дел могольской Индии: империя стала разваливаться, могущество и блеск династии Великих Моголов рассеивались. Многие бывшие наместники императора провозгласили себя суверенами.

Тадж-Махал действительно стал непревзойденным шедевром зодчества. Построенный из белого мрамора, отделанный снаружи и внутри ажурной резьбой по камню, инкрустациями из самоцветов и драгоценных камней, мавзолей при поистине громадных размерах кажется миниатюрным, словно выточенным руками умельца из слоновой кости. И опять в нем, как в строении, создаваемом по канонам ислама, который запрещает рисовать портреты или создавать скульптуры людей, понимание красоты передается через замысловатый орнамент, в том числе с применением арабской вязи — изречений из корана.

Как и другие мавзолеи, он окружен наружной и внутренней крепостными стенами. Вход через первые ворота, потом через вторые и двери самого мавзолея находится на одной прямой. Он подчинен известному в те времена принципу мусульманских строений: стрела, выпущенная из лука через первые ворота, должна пролететь по прямой через все остальные. Наши предки не знали, что стрела, как и пуля, летит по траектории, а не строгой прямой.

От вторых внутренних ворот до усыпальницы раскинулся вечнозеленый парк, тоже искусно спланированный, составляющий единый ансамбль со всем комплексом зданий вокруг.

Красота Тадж-Махала не поддается описанию. Разве что поэт когда-нибудь найдет для нее достаточно емкие эпитеты. Эта красота не одинакова при различном освещении. Тот, кто видел мавзолей только при ярком солнце, не может представить себе, как по-иному, будто сказочные замки, светятся усыпальница, ее минареты, купола, решетки при лунном свете.

Блеск двора, взлет творческой мысли зодчих того времени отражены и во многих других бессмертных сооружениях, которые, однако, менее известны, чем Тадж-Махал.

Есть в в городе дворец, где цветы и деревья выточены из мрамора и самоцветов. Есть по другую сторону реки Джамна мавзолей Итимад-уд-Даула с непревзойденной резьбой по белому мрамору, даже затмевающей резьбу Тадж-Махала.

Неповторим в своей красоте и форт, крепость-дворец, служивший резиденцией императоров. Богатое прошлое у этой древней столицы, а ныне окраинного города штата Уттар Прадеш с населением более полутора миллиона человек.

Сувенирное бремя

Всякого, выходящего из Тадж-Махала или другого памятника архитектуры, окружают толпы торговцев или их посыльные.

«Купите модель Тадж-Махала! — настойчиво убеждают они. — Сделана из того же мрамора, что и мавзолей».

«А вот бусы! Настоящая слоновая кость! В другом месте вам подсунут бросовую кость, а у меня только из бивней».

Торговец говорит об изделиях из бивней, потому что только они высоко ценятся. Шарлатаны торгуют и поделками из других костей слона, бывает, изготовленных тоже искусно, но непрочных и дешевых. Ведь изделий и из бивней, при ограниченном спросе, завал.

«Не надо ничего покупать, — взывает к туристам толстый, в годах лавочник. — Только зайдите и посмотрите, как делают в моей мастерской скульптуры».

Эти мастерские можно посмотреть и у Тадж Махала. А еще лучше заехать поглубже в город, в ряды ремесленников и там познакомиться, как потомки продолжают традиции своих великих предков.

Фото: David Brossard

Мастерская резьбы по мрамору

Многое из выставленного напоказ и вытачиваемого мастерами безвкусно, лубочно. Это преимущественно изваяния божеств, самый ходкий товар, покупаемый верующими для себя или для подношения какому-нибудь храму. Три мастера, четверо подручных, привычные к частым визитам туристов, не обращают на путешественников почти никакого внимания, пока не подойдешь к ним и не заговоришь сам. Диалог всегда типичен для туристического места.

— Есть у вас скульптура, — спрашивает турист у продавца, — которая доставила вам как мастеру истинное удовлетворение?

— У него что ни скульптура, то великое творение, — торопливо тараторит хозяин мастерской, как видно, почувствовав, что случайным гостям можно продать изделие из серьезной уникальной или хоть пустяковой стандартной коллекции. — Это великий мастер. Вы посмотрите на Лакшми, богиню богатств, самую красивую в мире женщину и жену бога Вишну. В ее стройной фигуре, прекрасном лице и красота, и властность, и все затмевающее обаяние. Только этот мастер может сделать такое!

Продавец выжидает, пока наговорится хозяин, раскрывает стоявший возле него сундучок и вынимает оттуда завернутую в тряпку небольшую скульптуру. Он медленно, осторожно снимает тряпку и ставит перед собой изваяние девушки. Что скульптуры большого размера, передающие и складки одежды, и одухотворение лица, создавались и раньше, известно. Но как мастер высек и видимую грусть на лице, и тонкую, как дымка, ткань, опущенную на голову юной женщины, — непостижимо.

— Это его жена, — поясняет хозяин, довольный произведенным на туристов эффектом. — Умерла в шестнадцать лет. Лет двадцать мастер был в трауре, тосковал по юной подруге. А потом вот запечатлел свои чувства. Оживил камень!

Как не купить такой подарок!

Фото: Attila Siha

Мастерская по созданию браслетов

...Нельзя равнодушно пройти и мимо мастерской браслетов. Во дворе, у небольшого очага, сидит целая семья: дед, два его сына, их жены и дети. Все заняты трудом. Даже мальчишка лет четырех раздувает пламя, подгребает выпадающие из очага угли. Те, что постарше, толкут стекло, сортируют его по цвету и размеру, подают взрослым стеклянные кольца. Молодой мужчина варит шеллак.

Расплавленной, еще горячей массой, напоминающей темный сургуч, женщины облепляют стеклянные кольца. Прочная, легкая в обработке масса изготовлена из шеллака — натуральной смолы, производимой почти в одной Индии. А потом женщины покрывают незастывшую поверхность браслета цветными стеклышками.

Быстрые, сноровистые движения их рук — и один на другой ложатся браслеты, образуя яркие, веселые горки.

Они действительно веселые, потому что для местной женщины в них смысл гораздо больший, чем просто украшение. Еще ребенку-девочке родители начинают покупать браслеты, дарят — по достаткам — серьги.

Женщины нанизывают на руки, а некоторые из них и на ноги стеклянные, металлические, серебряные или золотые браслеты. Индуска надевает цветастое платье или сари, ставит на лоб красное или коричневое пятнышко — бинди, а замужняя женщина, у которой жив супруг, делает красным и пробор на голове, чтобы отличить себя от девушки.

Украшения на женщине показывают окружающим, что она счастлива в семейной жизни. По канонам индуизма, только та женщина достойна уважения в обществе, которая умирает раньше мужа. Вдова должна или совершить обряд сати — сжечь себя на костре вместе с кремируемым мужем или лишиться всех радостей жизни. Сейчас сати не практикуется, хотя не исключаются очень редкие случаи, когда родственники поставят вдову в такое положение, что ей легче в костер броситься, чем жить. Все, как в России.

Со смертью мужа жена должна снять с себя все украшения, разбить и не носить браслеты, не красить пробора, не ставить на лоб бинди или тилака, другой разновидности декоративного пятнышка. Вдова может надевать только белое или черное, сари. Последнее носят реже и далеко не везде. Ей надлежит регулярно брить наголо голову, однако и этот обряд соблюдается теперь не всегда, и большей частью в деревнях. Вдова не присутствует на семейных праздниках, ест только оставшееся от обеда других членов семьи. Особенно тяжела участь женщины, если после смерти мужа она осталась без детей. Вдовец может жениться. Но женщине выйти снова замуж обычай не разрешает. Правда, законы страны такого запрета на нее не накладывают, но обычаи в стране часто сильнее законов.

Как не понять любовь индийской женщины к украшениям!

Автор
Сергей Петров

Отзывы о других местах страны

Видео: достопримечательности города

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.





  • Удобный поиск авиабилетов

    Проверьте, сколько стоит билет в ваш любимый город. Aviasales сам найдет самые сочные варианты и предложит их вам. Чтобы узнать детали рейса, надо нажать на цену.